Выписка из
Положения об оценке результатов
обучения
на начальной ступени
образования
в соответствии с ФГОС
НОО
I.
Требования к единому орфографическому режиму.
Общие требования
- Тетрадь должна быть однотонной без цветных фотографий и иллюстраций, со стандартным штампом для подписывания тетради.
- Обложка на тетради должна быть прозрачной, без рисунков и наклеек.
- Количество листов в тетради – 12 или18.
- Поля обязательны.
5.     В
1-2-х классах допускается использование суперобложек или цветных закладок для
дифференциации тетрадей по математике и русскому языку. В 3-4-х классах для
этой же цели используется нумерация тетрадей: №1 и №2.
- Записи следует вести аккуратно,
     разборчиво, в соответствии с каллиграфическими требованиями к записи букв
     и цифр.
- Все записи учащимися ведутся синей
     шариковой ручкой. 
 В индивидуальном порядке (для детей с повышенным уровнем тревожности) на усмотрение учителя в рабочих тетрадях допускается ведение записей простым карандашом.
- Для выполнения графических обозначений используются простой карандаш, линейка. Для развития орфографической зоркости допускается использование жёлтого карандаша.
- Для взаимопроверки или самопроверки допускается использование чернил зелёного цвета.
- Для исправления ошибок используется шариковая ручка.
- При исправлении ошибок необходимо
     соблюдать следующие правила:
- буква или цифра зачеркивается
      одной чертой наискосок, слово или предложение - горизонтальной чертой.
- правильный ответ пишется ручкой
      сверху.
- в случае пропуска буквы или цифры
      сверху в месте пропуска ставится «галочка» и вписывается необходимый
      символ.
- запрещается заключение неверных
      написаний в скобки, так как скобки сами по себе являются пунктуационным и
      математическим знаком.
- запрещается запись верного
      символа непосредственно на месте 
      ошибочного написания, то есть недопустимо обводить цифру или букву
      несколько раз в качестве исправления ошибки;
- запрещается для исправления
      ошибок использовать корректирующую жидкость. 
- Работа над ошибками проводится в рабочих тетрадях ежедневно, в тетрадях для контрольных работ – по необходимости.
- Точки в заголовках работ и названиях текстов не ставятся.
- Номер варианта записывается арабскими
     цифрами.
Требования к ведению тетрадей по
математике
1.  
От работы до работы
отступается четыре клетки, с пятой начинается запись. 
2.  
Каждый математический символ
(цифра, знак) пишется в отдельной клетке с соблюдением правил каллиграфии. 
3.  
Если запись начинается
на новой странице, то сверху отступается одна клетка. От края страницы или от
полей достаточно отступить 1 клетку.
4.  
 Дата записывается цифрами на полях (например,
"05.09"). Напротив даты посередине записывается вид работы: “Классная
работа”, “Домашняя работа”, “Работа над ошибками” и т.д.
5.  
Любое задание в
рабочей тетради обозначается номером.
6.  
Перед выполнением
задания из учебника в тетради в начале строки записывается его номер, при
необходимости в скобках записывается номер страницы.
7.  
Между различными
номерами в работе интервал составляет две клетки, запись начинается с третей
клетки.
8.  
В записях вычислений между
столбиками интервал составляет:
a.   
в 1 классе - три
клетки, запись начинается с четвёртой клетки; 
b.  
во 2 - 4-х классах – четыре
клетки, запись начинается с пятой клетки;
c.   
в случае необходимости
продолжения вычислений под первым столбиком, от столбика до столбика вниз отсчитывается
две клетки, с третьей начинается запись.
9.  
При оформлении письменных вычислений («вычислений в
столбик») запрещается переносить запись числового выражения на следующую страницу.
10.   
При оформлении арифметической
текстовой задачи:
a.     
 слово «задача» не пишется;
b.    
наглядность выполняется
любым удобным для ученика способом (схема, рисунок, краткая запись, чертёж,
таблица), если это особо не оговаривается в задании; 
c.     
решение к задаче
оформляется по заданию или по выбору учащегося следующими способами:
·      
решение по действиям с
наименованиями чисел в каждом действии, (наименование записывается в скобках);
·      
 решение числовым выражением с наименованием (наименование
записывается в скобках);
·      
решение по действиям с
пояснениями (в последнем действии пояснение не пишется);
·      
решение по вопросам.
d.    
при оформлении ответа
к задаче соблюдаются следующие правила:
·      
в начале строки с
заглавной буквы записывается слово «Ответ», после него ставится двоеточие;
·      
в 1 классе пишется
краткий ответ (например, «Ответ: 8 машин.»)
·      
во 2 – 4-х классах записывается
полный ответ по вопросу задачи;
e.     
в тетрадях для
контрольных работ при решении текстовых задач наглядность выполняется по
необходимости в соответствии с заданием; если в задании отдельно не
оговаривается выполнение наглядности, то в случае ошибочного выполнения этой
части оценка за решение задачи не снижается.
11.   
При сокращении слов в
наименованиях в соответствии с грамматическими нормами ставится точка, сокращение
заканчивается буквой согласного звука.
Исключения составляют общепринятые единицы измерения:
Исключения составляют общепринятые единицы измерения:
a.     
массы: г, кг, ц, т; 
b.    
длины: мм, см, дм, м,
км;
c.     
площади: а, га, м2;
d.    
объёма: м3,
л;
e.     
времени: с, мин, ч.
12.   
При решении задач
геометрического типа все чертежи выполняются простым карандашом с
использованием чертёжных инструментов. Все обозначения подписываются простым
карандашом. 
13.   
При нахождении
значений числовых выражений на порядок действий: 
a.      числовое выражение записывается полностью;
b.    
сверху над знаками
арифметических действий карандашом арабскими цифрами записывается порядок действий;
c.      внизу под знаками арифметических действий в случае
выполнения устных вычислений записываются промежуточные ответы;
d.    
под числовым
выражением по порядку расписываются выполняемые вычисления;
e.     
после произведённых
вычислений в конце основного числового выражения пишется знак «=» и окончательное
значение числового выражения.
14.   
При обозначении номера
действия при любых вычислениях после числа, обозначающего номер каждого
действия, ставится скобка.
15.    При оформлении действий с именованными числами:
a.     
при выполнении
арифметических действий наименование записывается рядом с каждым числом без
скобок;
b.    
при выполнении операции
сравнения сначала производится перевод в наименьшую из указанных величин,
запись оформляется через одну клетку вниз от основного выражения.
Образец оформления: 5дм 4см > 40см
Образец оформления: 5дм 4см > 40см
                                            54см > 40см
16.   
При
оформлении решения уравнений:
a.     
решение
записывается в столбик;
b.    
необходимые
письменные вычисления записываются справа на свободных клетках;
c.     
обязательно
проводится проверка и записывается ответ, в котором указывается значение
переменной, которое является корнем уравнения.
Образец оформления:
56 + Х = 80
Х = 80 – 56 
Х = 24
Проверка:
Левая часть: 56 + 24 = 80
Правая часть: 80
Ответ: 24
Требования к ведению тетрадей по русскому
языку
- От работы до
     работы отступается две рабочие строки, на третьей начинается запись.
-  Если запись начинается на новой странице,
     то она производится сразу в первой рабочей строке. (Рабочая строка
     ограничена верхней и нижней рабочей линией.) Внутри самой работы никаких
     строчек не пропускается. 
- Дата записывается
     посередине строки: числительное - цифрами, название месяца - словом
     (например, "5 сентября"). 
- На следующей
     после даты строке посередине записывается вид работы: “Классная работа”,  “Домашняя работа”, “Работа над ошибками”
     и т.д.
- Размер цифр
     соответствует высоте строчной буквы, если числительное встречается в
     середине предложения, если в начале предложения – высоте заглавной буквы.
- Каждое новое
     задание записывается с красной строки.
- Если запись
     начинается с заглавной буквы, то в конце ставится точка; если со строчной
     - точка не ставится.
- Если запись
     ведётся в столбик, то слова записываются с самого начала строки со строчной
     буквы, запятая после слов не ставится.
- Запись
     стихотворений начинается с самого начала строки.
- В работе не
     должно быть необоснованно недописанных до конца строк. Переход со строки
     на строку осуществляется с учётом правил переноса слов.
- Перед выполнением
     задания из учебника в начале строки с заглавной буквы записывается слово «Упражнение»
     его номер, при необходимости в скобках пишется номер страницы учебника
     (например, "Упражнение №4(13). В 1 классе это требование выполняется по усмотрению учителя.
- Работа по
     чистописанию  организуется по
     усмотрению учителя.
 
ТРЕБОВАНИЯ К ведению
ДНЕВНИКОВ
- В 1 классе
     ведётся ежедневник, во 2 классе – дневники единого образца, в 3-4-х
     классах – требования к единому образцу дневников предъявляются по
     усмотрению учителя.
- Запрещается
     использование дневников, обложки которых содержат асоциальные иллюстрации.
- Дневник должен
     быть обёрнут в прозрачную обложку, иметь закладку.
- На обложке
     дневника обязательно должны быть поля для заполнения сведений об ученике,
     в которых фиксируется номер учебного заведения, класс, фамилия, имя
     учащегося. 
- Обязательно
     заполняется первая титульная страница дневника.
- В дневнике
     должны быть оформлены страницы с данными о школе, администрации, классном
     руководителе и учителях.
- На последний форзац
     прикрепляется "План безопасного подхода к школе”.
- Записи ведутся
     синей шариковой ручкой.
- Запрещается
     использование цветных карандашей и фломастеров.
- Посторонние
     записи и рисунки на страницах дневника не допускаются.
- Запрещается
     заполнять нерабочие дни записями типа "праздник",
     "каникулы" и т.п.
- Объявления
     записываются на строчках свободных от расписания уроков.
13.   
Названия месяцев и названия
предметов пишутся со строчной буквы.
14.    Учащиеся 2-4-х классов самостоятельно заполняют расписание в
выходной день на всю следующую неделю.
15.   
В графе «домашнее
задание» фиксируются соответствующие записи. Если домашнее задание не задано,
то в графе “домашнее задание” должна быть сделана запись «не задано».
- Родители обязаны
     один раз в неделю проверять дневник и ставить свою подпись в
     соответствующей графе.
- Классный
     руководитель обязан осуществлять проверку дневников один раз в неделю и
     своевременно выставлять текущие отметки.
- Классный
     руководитель имеет право выставлять отметки за ведение дневника,
     стимулируя повышение учебной культуры учащихся.
- В конце каждой четверти
     родители должны поставить свою подпись в сводной ведомости в конце
     дневника.
- Контроль
     администрации за соблюдением правил ведения дневника начинается с 4
     класса.
II.
Требования к системе оценки качества знаний
ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1.     В 1 классе отметки за работы по всем предметам не ставится.
Не допускается использование различной символики, заменяющей отметку. Допускается
словесное оценивание правильности и качества выполнения работ, например «Верно»,
«Молодец», «Аккуратнее», «Много ошибок» и т.д. 
2.     Во 2-4 классах работы оцениваются отметкой, выраженной в
баллах от 2 до 5 в соответствии с методическим письмом МО РФ от 19.11.98г. и
локальными актами образовательной организации.
3.  
К формам текущего контроля, прописанного в рабочей
программе по предмету, относятся:
| 
предмет | 
класс | |||
| 
1 | 
2 | 
3 | 
4 | |
| 
русский
  язык | 
- устный опрос; 
-
  буквенный, словарный диктант; 
-
  письменная самостоятельная работа; 
-
  списывание; | 
- устный опрос; 
-
  словарный диктант; 
-
  самостоятельная работа; 
-
  проверочная работа; 
- списывание; 
-
  текущий (обучающий) диктант; 
- тест | 
- устный опрос; 
-
  словарный диктант; 
-
  самостоятельная работа; 
-
  проверочная работа; 
- списывание; 
-
  текущий (обучающий) диктант; 
- тест | 
- устный опрос; 
-
  словарный диктант; 
-
  самостоятельная работа; 
-
  проверочная работа; 
- списывание; 
-
  текущий (обучающий) диктант; 
- обучающие работы по развитию речи; 
- тест | 
| 
математика | 
- устный опрос; 
-
  письменная самостоятельная работа; 
-
  арифметический диктант | 
- устный опрос; 
-
  самостоятельная работа; 
-
  арифметический диктант; 
-
  проверочная работа; 
-
  тест | 
- устный опрос; 
-
  самостоятельная работа; 
-
  арифметический диктант; 
-
  проверочная работа; 
- тест | 
- устный опрос; 
-
  самостоятельная работа; 
-
  арифметический диктант; 
-
  проверочная работа; 
- тест | 
| 
литературное
  чтение | 
- устный опрос; 
- проверка техники чтения; 
- заучивание наизусть; 
- тестовые задания | 
- устный опрос; 
- проверка техники чтения; 
- заучивание наизусть; 
-
  тест; 
-
  проверочная работа; | 
- устный опрос; 
- проверка техники чтения; 
- заучивание наизусть; 
-
  тест; 
-
  проверочная работа; | 
- устный опрос; 
- проверка техники чтения; 
- заучивание наизусть; 
-
  тест; 
-
  проверочная работа; | 
| 
окружающий
  мир | 
- устный опрос; 
- тестовые задания | 
-устный
  опрос; 
-
  самостоятельная работа; - проверочная работа; - тест | 
-устный
  опрос; 
-
  самостоятельная работа; - проверочная работа; - тест | 
-устный
  опрос; 
-
  самостоятельная работа; - проверочная работа; - тест | 
| 
технология | 
- тестовые задания; 
- творческие работы | 
- тестовые задания; 
- творческие работы | 
- тестовые задания; 
- творческие работы | 
- тестовые задания; 
- творческие работы | 
| 
изо | 
- тестовые задания; 
- творческие работы  | 
- тестовые задания; 
- творческие работы | 
- тестовые задания; 
- творческие работы | 
- тестовые задания; 
- творческие работы | 
| 
ОРКСЭ | 
Предмет не
  изучается. | 
-
  тестовые задания; 
-
  творческие работы | ||
4.    
К формам итогового контроля, прописанного в рабочей
программе по предмету, относятся:
| 
предмет | 
класс | |||
| 
1 | 
2 | 
3 | 
4 | |
| 
русский
  язык | 
Итоговый контроль 
 не предусмотрен. | 
-
  контрольный словарный диктант; 
-
  контрольное списывание; 
-
  контрольный диктант; 
-
  контрольная работа; 
- тест | 
-
  контрольный словарный диктант; 
-
  контрольное списывание; 
-
  контрольный диктант; 
-
  контрольная работа; 
- тест | 
-
  контрольный словарный диктант; 
-
  контрольное списывание; 
-
  контрольный диктант; 
-
  контрольная работа; 
- тест; | 
| 
математика | 
-
  контрольный арифметический диктант; 
-
  контрольная работа; 
-
  тест | 
-
  контрольный арифметический диктант; 
-
  контрольная работа; 
- тест | 
-
  контрольный арифметический диктант; 
-
  контрольная работа; 
- тест | |
| 
литературное
  чтение | 
-
  тест; 
-
  контрольная работа | 
-
  тест; 
-
  контрольная работа | 
-
  тест; 
-
  контрольная работа | |
| 
окружающий
  мир | 
-
  тест; 
-
  контрольная работа | 
-
  тест; 
-
  контрольная работа | 
-
  тест; 
-
  контрольная работа | |
| 
технология | 
-
  тест; 
-
  контрольная работа | 
-
  тест; 
-
  контрольная работа | 
-
  тест; 
-
  контрольная работа | |
| 
изо | 
-
  тест; 
-
  контрольная работа | 
-
  тест; 
-
  контрольная работа | 
-
  тест; 
-
  контрольная работа | |
| 
ОРКСЭ | 
Предмет не
  изучается. | 
Итоговый контроль 
не предусмотрен. | ||
5.     Для
проверки знания слов с непроверяемыми написаниями по русскому языку и навыков
устных вычислений по математике ежемесячно с сентября по апрель проводятся
контрольные словарные и арифметические диктанты при вариативной замене учителей
(по одному словарному и одному арифметическому диктанту в конце месяца).
6.     При
проверке словарных диктантов соблюдаются следующие критерии оценивания:
| 
«5» | 
Работа выполнена без
  ошибок. | 
| 
«4» | 
В работе допущена 1
  ошибка на изученное правило. | 
| 
«3» | 
В работе допущены 2
  ошибки на изученное правило. | 
| 
«2» | 
В работе допущено 3 и
  более ошибок на изученное правило. | 
7.     При
проверке арифметических диктантов соблюдаются следующие критерии оценивания:
| 
«5» | 
Работа выполнена без
  ошибок. | 
| 
«4» | 
В работе допущены 1-2
  ошибки. | 
| 
«3» | 
В работе допущены 3-4
  ошибки. | 
| 
«2» | 
В работе допущено 5 и
  более ошибок. | 
8.     При
проверке знания таблиц сложения (вычитания) и умножения (деления) на этапе
сформированности навыка (не в период формирования умения и навыка) соблюдаются
следующие критерии оценивания:
| 
«5» | 
Работа выполнена без ошибок. | 
| 
«4» | 
В работе допущена 1 ошибка. | 
| 
«3» | 
В работе допущены 2 ошибки. | 
| 
«2» | 
В работе допущено 3 и более ошибок. | 
9.     При
проверке техники чтения учащихся контроль ведётся за выполнением требований к
знаниям, умения и навыкам, прописанным в рабочей программе по литературному
чтению, с учётом личных достижений и индивидуальных особенностей учащихся. 
Отметка за технику чтения не выставляется.
Отметка за технику чтения не выставляется.
10.  При
проверке работ по русскому языку отметка снижается только в том случае, если
ошибка допущена на изученное орфографическое или пунктуационное правило.
11.  Самостоятельное
исправление учащимися ошибочных написаний в работе любого типа, выполненное до
проверки учителем, ошибкой или недочётом не считается. Отметка за
самостоятельно исправленные учеником ошибки не снижается.
12.  При
выставлении отметки на этапе текущего и промежуточного контроля по усмотрению
учителя может учитываться внешний вид работы. При нарушении требований к
оформлению, даже при отсутствии ошибок, отметка может быть снижена до «3».
