Положение о ведении дневников и тетрадей


Выписка из
Положения об оценке результатов обучения
на начальной ступени образования
в соответствии с ФГОС НОО


I. Требования к единому орфографическому режиму.

Общие требования

  1. Тетрадь должна быть однотонной без цветных фотографий и иллюстраций, со стандартным штампом для подписывания тетради.        
  1. Обложка на тетради должна быть прозрачной, без рисунков и наклеек.
  1. Количество листов в тетради – 12 или18.
  1. Поля обязательны.
5.     В 1-2-х классах допускается использование суперобложек или цветных закладок для дифференциации тетрадей по математике и русскому языку. В 3-4-х классах для этой же цели используется нумерация тетрадей: №1 и №2.

  1. Записи следует вести аккуратно, разборчиво, в соответствии с каллиграфическими требованиями к записи букв и цифр.

  1. Все записи учащимися ведутся синей шариковой ручкой.
    В индивидуальном порядке (для детей с повышенным уровнем тревожности) на усмотрение учителя в рабочих тетрадях допускается ведение записей простым карандашом.

  1. Для выполнения графических обозначений используются простой карандаш, линейка. Для развития орфографической зоркости допускается использование жёлтого карандаша.
  1. Для взаимопроверки или самопроверки допускается использование чернил зелёного цвета.
  1. Для исправления ошибок используется шариковая ручка.
  1. При исправлении ошибок необходимо соблюдать следующие правила:
    1. буква или цифра зачеркивается одной чертой наискосок, слово или предложение - горизонтальной чертой.
    2. правильный ответ пишется ручкой сверху.
    3. в случае пропуска буквы или цифры сверху в месте пропуска ставится «галочка» и вписывается необходимый символ.
    4. запрещается заключение неверных написаний в скобки, так как скобки сами по себе являются пунктуационным и математическим знаком.
    5. запрещается запись верного символа непосредственно на месте  ошибочного написания, то есть недопустимо обводить цифру или букву несколько раз в качестве исправления ошибки;
    6. запрещается для исправления ошибок использовать корректирующую жидкость.

  1. Работа над ошибками проводится в рабочих тетрадях  ежедневно, в тетрадях для контрольных работ –  по необходимости.
  1. Точки в заголовках работ и названиях текстов не ставятся.
  1. Номер варианта записывается арабскими цифрами.


Требования к ведению тетрадей по математике

1.   От работы до работы отступается четыре клетки, с пятой начинается запись.

2.   Каждый математический символ (цифра, знак) пишется в отдельной клетке с соблюдением правил каллиграфии.

3.   Если запись начинается на новой странице, то сверху отступается одна клетка. От края страницы или от полей достаточно отступить 1 клетку.

4.    Дата записывается цифрами на полях (например, "05.09"). Напротив даты посередине записывается вид работы: “Классная работа”, “Домашняя работа”, “Работа над ошибками” и т.д.

5.   Любое задание в рабочей тетради обозначается номером.

6.   Перед выполнением задания из учебника в тетради в начале строки записывается его номер, при необходимости в скобках записывается номер страницы.

7.   Между различными номерами в работе интервал составляет две клетки, запись начинается с третей клетки.

8.   В записях вычислений между столбиками интервал составляет:
a.    в 1 классе - три клетки, запись начинается с четвёртой клетки;
b.   во 2 - 4-х классах – четыре клетки, запись начинается с пятой клетки;
c.    в случае необходимости продолжения вычислений под первым столбиком, от столбика до столбика вниз отсчитывается две клетки, с третьей начинается запись.

9.   При оформлении письменных вычислений («вычислений в столбик») запрещается переносить запись числового выражения на следующую страницу.

10.    При оформлении арифметической текстовой задачи:
a.       слово «задача» не пишется;
b.     наглядность выполняется любым удобным для ученика способом (схема, рисунок, краткая запись, чертёж, таблица), если это особо не оговаривается в задании;
c.      решение к задаче оформляется по заданию или по выбору учащегося следующими способами:
·       решение по действиям с наименованиями чисел в каждом действии, (наименование записывается в скобках);
·        решение числовым выражением с наименованием (наименование записывается в скобках);
·       решение по действиям с пояснениями (в последнем действии пояснение не пишется);
·       решение по вопросам.
d.     при оформлении ответа к задаче соблюдаются следующие правила:
·       в начале строки с заглавной буквы записывается слово «Ответ», после него ставится двоеточие;
·       в 1 классе пишется краткий ответ (например, «Ответ: 8 машин.»)
·       во 2 – 4-х классах записывается полный ответ по вопросу задачи;
e.      в тетрадях для контрольных работ при решении текстовых задач наглядность выполняется по необходимости в соответствии с заданием; если в задании отдельно не оговаривается выполнение наглядности, то в случае ошибочного выполнения этой части оценка за решение задачи не снижается.

11.    При сокращении слов в наименованиях в соответствии с грамматическими нормами ставится точка, сокращение заканчивается буквой согласного звука.
Исключения составляют общепринятые единицы измерения:
a.      массы: г, кг, ц, т;
b.     длины: мм, см, дм, м, км;
c.      площади: а, га, м2;
d.     объёма: м3, л;
e.      времени: с, мин, ч.

12.    При решении задач геометрического типа все чертежи выполняются простым карандашом с использованием чертёжных инструментов. Все обозначения подписываются простым карандашом.

13.    При нахождении значений числовых выражений на порядок действий:
a.      числовое выражение записывается полностью;
b.     сверху над знаками арифметических действий карандашом арабскими цифрами записывается порядок действий;
c.      внизу под знаками арифметических действий в случае выполнения устных вычислений записываются промежуточные ответы;
d.     под числовым выражением по порядку расписываются выполняемые вычисления;
e.      после произведённых вычислений в конце основного числового выражения пишется знак «=» и окончательное значение числового выражения.

14.    При обозначении номера действия при любых вычислениях после числа, обозначающего номер каждого действия, ставится скобка.

15.    При оформлении действий с именованными числами:
a.      при выполнении арифметических действий наименование записывается рядом с каждым числом без скобок;
b.     при выполнении операции сравнения сначала производится перевод в наименьшую из указанных величин, запись оформляется через одну клетку вниз от основного выражения.
Образец оформления: 5дм 4см > 40см
                                            54см > 40см

16.    При оформлении решения уравнений:
a.      решение записывается в столбик;
b.     необходимые письменные вычисления записываются справа на свободных клетках;
c.      обязательно проводится проверка и записывается ответ, в котором указывается значение переменной, которое является корнем уравнения.
Образец оформления:
56 + Х = 80
Х = 80 – 56
Х = 24
Проверка:
Левая часть: 56 + 24 = 80
Правая часть: 80
Ответ: 24


Требования к ведению тетрадей по русскому языку

  1. От работы до работы отступается две рабочие строки, на третьей начинается запись.

  1.  Если запись начинается на новой странице, то она производится сразу в первой рабочей строке. (Рабочая строка ограничена верхней и нижней рабочей линией.) Внутри самой работы никаких строчек не пропускается.

  1. Дата записывается посередине строки: числительное - цифрами, название месяца - словом (например, "5 сентября").

  1. На следующей после даты строке посередине записывается вид работы: “Классная работа”,  “Домашняя работа”, “Работа над ошибками” и т.д.

  1. Размер цифр соответствует высоте строчной буквы, если числительное встречается в середине предложения, если в начале предложения – высоте заглавной буквы.

  1. Каждое новое задание записывается с красной строки.

  1. Если запись начинается с заглавной буквы, то в конце ставится точка; если со строчной - точка не ставится.

  1. Если запись ведётся в столбик, то слова записываются с самого начала строки со строчной буквы, запятая после слов не ставится.

  1. Запись стихотворений начинается с самого начала строки.

  1. В работе не должно быть необоснованно недописанных до конца строк. Переход со строки на строку осуществляется с учётом правил переноса слов.

  1. Перед выполнением задания из учебника в начале строки с заглавной буквы записывается слово «Упражнение» его номер, при необходимости в скобках пишется номер страницы учебника (например, "Упражнение №4(13). В 1 классе это требование выполняется по усмотрению учителя.

  1. Работа по чистописанию  организуется по усмотрению учителя.
     

ТРЕБОВАНИЯ К ведению ДНЕВНИКОВ

  1. В 1 классе ведётся ежедневник, во 2 классе – дневники единого образца, в 3-4-х классах – требования к единому образцу дневников предъявляются по усмотрению учителя.

  1. Запрещается использование дневников, обложки которых содержат асоциальные иллюстрации.

  1. Дневник должен быть обёрнут в прозрачную обложку, иметь закладку.

  1. На обложке дневника обязательно должны быть поля для заполнения сведений об ученике, в которых фиксируется номер учебного заведения, класс, фамилия, имя учащегося.

  1. Обязательно заполняется первая титульная страница дневника.

  1. В дневнике должны быть оформлены страницы с данными о школе, администрации, классном руководителе и учителях.

  1. На последний форзац прикрепляется "План безопасного подхода к школе”.

  1. Записи ведутся синей шариковой ручкой.

  1. Запрещается использование цветных карандашей и фломастеров.

  1. Посторонние записи и рисунки на страницах дневника не допускаются.

  1. Запрещается заполнять нерабочие дни записями типа "праздник", "каникулы" и т.п.

  1. Объявления записываются на строчках свободных от расписания уроков.

13.    Названия месяцев и названия предметов пишутся со строчной буквы.

14.    Учащиеся 2-4-х классов самостоятельно заполняют расписание в выходной день на всю следующую неделю.

15.    В графе «домашнее задание» фиксируются соответствующие записи. Если домашнее задание не задано, то в графе “домашнее задание” должна быть сделана запись «не задано».

  1. Родители обязаны один раз в неделю проверять дневник и ставить свою подпись в соответствующей графе.

  1. Классный руководитель обязан осуществлять проверку дневников один раз в неделю и своевременно выставлять текущие отметки.

  1. Классный руководитель имеет право выставлять отметки за ведение дневника, стимулируя повышение учебной культуры учащихся.

  1. В конце каждой четверти родители должны поставить свою подпись в сводной ведомости в конце дневника.

  1. Контроль администрации за соблюдением правил ведения дневника начинается с 4 класса.


II. Требования к системе оценки качества знаний

ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

1.     В 1 классе отметки за работы по всем предметам не ставится. Не допускается использование различной символики, заменяющей отметку. Допускается словесное оценивание правильности и качества выполнения работ, например «Верно», «Молодец», «Аккуратнее», «Много ошибок» и т.д.

2.     Во 2-4 классах работы оцениваются отметкой, выраженной в баллах от 2 до 5 в соответствии с методическим письмом МО РФ от 19.11.98г. и локальными актами образовательной организации.

3.   К формам текущего контроля, прописанного в рабочей программе по предмету, относятся:
предмет
класс
1
2
3
4
русский язык
- устный опрос;
- буквенный, словарный диктант;
- письменная самостоятельная работа;
- списывание;
- устный опрос;
- словарный диктант;
- самостоятельная работа;
- проверочная работа;
- списывание;
- текущий (обучающий) диктант;
- тест
- устный опрос;
- словарный диктант;
- самостоятельная работа;
- проверочная работа;
- списывание;
- текущий (обучающий) диктант;
- тест
- устный опрос;
- словарный диктант;
- самостоятельная работа;
- проверочная работа;
- списывание;
- текущий (обучающий) диктант;
- обучающие работы по развитию речи;
- тест
математика
- устный опрос;
- письменная самостоятельная работа;
- арифметический диктант
- устный опрос;
- самостоятельная работа;
- арифметический диктант;
- проверочная работа;
- тест
- устный опрос;
- самостоятельная работа;
- арифметический диктант;
- проверочная работа;
- тест
- устный опрос;
- самостоятельная работа;
- арифметический диктант;
- проверочная работа;
- тест
литературное чтение
- устный опрос;
- проверка техники чтения;
- заучивание наизусть;
- тестовые задания
- устный опрос;
- проверка техники чтения;
- заучивание наизусть;
- тест;
- проверочная работа;
- устный опрос;
- проверка техники чтения;
- заучивание наизусть;
- тест;
- проверочная работа;
- устный опрос;
- проверка техники чтения;
- заучивание наизусть;
- тест;
- проверочная работа;
окружающий мир
- устный опрос;
- тестовые задания
-устный опрос;
- самостоятельная работа;
- проверочная работа;
- тест

-устный опрос;
- самостоятельная работа;
- проверочная работа;
- тест

-устный опрос;
- самостоятельная работа;
- проверочная работа;
- тест

технология
- тестовые задания;
- творческие работы
- тестовые задания;
- творческие работы
- тестовые задания;
- творческие работы
- тестовые задания;
- творческие работы
изо
- тестовые задания;
- творческие работы
- тестовые задания;
- творческие работы
- тестовые задания;
- творческие работы
- тестовые задания;
- творческие работы
ОРКСЭ
Предмет не изучается.
- тестовые задания;
- творческие работы

4.     К формам итогового контроля, прописанного в рабочей программе по предмету, относятся:
предмет
класс
1
2
3
4
русский язык
Итоговый контроль
 не предусмотрен.
- контрольный словарный диктант;
- контрольное списывание;
- контрольный диктант;
- контрольная работа;
- тест
- контрольный словарный диктант;
- контрольное списывание;
- контрольный диктант;
- контрольная работа;
- тест
- контрольный словарный диктант;
- контрольное списывание;
- контрольный диктант;
- контрольная работа;
- тест;
математика
- контрольный арифметический диктант;
- контрольная работа;
- тест
- контрольный арифметический диктант;
- контрольная работа;
- тест
- контрольный арифметический диктант;
- контрольная работа;
- тест
литературное чтение
- тест;
- контрольная работа
- тест;
- контрольная работа
- тест;
- контрольная работа
окружающий мир
- тест;
- контрольная работа
- тест;
- контрольная работа
- тест;
- контрольная работа
технология
- тест;
- контрольная работа
- тест;
- контрольная работа
- тест;
- контрольная работа
изо
- тест;
- контрольная работа
- тест;
- контрольная работа
- тест;
- контрольная работа
ОРКСЭ
Предмет не изучается.
Итоговый контроль
не предусмотрен.

5.     Для проверки знания слов с непроверяемыми написаниями по русскому языку и навыков устных вычислений по математике ежемесячно с сентября по апрель проводятся контрольные словарные и арифметические диктанты при вариативной замене учителей (по одному словарному и одному арифметическому диктанту в конце месяца).

6.     При проверке словарных диктантов соблюдаются следующие критерии оценивания:
«5»
Работа выполнена без ошибок.
«4»
В работе допущена 1 ошибка на изученное правило.
«3»
В работе допущены 2 ошибки на изученное правило.
«2»
В работе допущено 3 и более ошибок на изученное правило.

7.     При проверке арифметических диктантов соблюдаются следующие критерии оценивания:
«5»
Работа выполнена без ошибок.
«4»
В работе допущены 1-2 ошибки.
«3»
В работе допущены 3-4 ошибки.
«2»
В работе допущено 5 и более ошибок.

8.     При проверке знания таблиц сложения (вычитания) и умножения (деления) на этапе сформированности навыка (не в период формирования умения и навыка) соблюдаются следующие критерии оценивания:
«5»
Работа выполнена без ошибок.
«4»
В работе допущена 1 ошибка.
«3»
В работе допущены 2 ошибки.
«2»
В работе допущено 3 и более ошибок.

9.     При проверке техники чтения учащихся контроль ведётся за выполнением требований к знаниям, умения и навыкам, прописанным в рабочей программе по литературному чтению, с учётом личных достижений и индивидуальных особенностей учащихся.
Отметка за технику чтения не выставляется.

10.  При проверке работ по русскому языку отметка снижается только в том случае, если ошибка допущена на изученное орфографическое или пунктуационное правило.

11.  Самостоятельное исправление учащимися ошибочных написаний в работе любого типа, выполненное до проверки учителем, ошибкой или недочётом не считается. Отметка за самостоятельно исправленные учеником ошибки не снижается.

12.  При выставлении отметки на этапе текущего и промежуточного контроля по усмотрению учителя может учитываться внешний вид работы. При нарушении требований к оформлению, даже при отсутствии ошибок, отметка может быть снижена до «3».