Выписка из
Положения об оценке результатов
обучения
на начальной ступени
образования
в соответствии с ФГОС
НОО
I.
Требования к единому орфографическому режиму.
Общие требования
- Тетрадь должна быть однотонной без цветных фотографий и иллюстраций, со стандартным штампом для подписывания тетради.
- Обложка на тетради должна быть прозрачной, без рисунков и наклеек.
- Количество листов в тетради – 12 или18.
- Поля обязательны.
5. В
1-2-х классах допускается использование суперобложек или цветных закладок для
дифференциации тетрадей по математике и русскому языку. В 3-4-х классах для
этой же цели используется нумерация тетрадей: №1 и №2.
- Записи следует вести аккуратно,
разборчиво, в соответствии с каллиграфическими требованиями к записи букв
и цифр.
- Все записи учащимися ведутся синей
шариковой ручкой.
В индивидуальном порядке (для детей с повышенным уровнем тревожности) на усмотрение учителя в рабочих тетрадях допускается ведение записей простым карандашом.
- Для выполнения графических обозначений используются простой карандаш, линейка. Для развития орфографической зоркости допускается использование жёлтого карандаша.
- Для взаимопроверки или самопроверки допускается использование чернил зелёного цвета.
- Для исправления ошибок используется шариковая ручка.
- При исправлении ошибок необходимо
соблюдать следующие правила:
- буква или цифра зачеркивается
одной чертой наискосок, слово или предложение - горизонтальной чертой.
- правильный ответ пишется ручкой
сверху.
- в случае пропуска буквы или цифры
сверху в месте пропуска ставится «галочка» и вписывается необходимый
символ.
- запрещается заключение неверных
написаний в скобки, так как скобки сами по себе являются пунктуационным и
математическим знаком.
- запрещается запись верного
символа непосредственно на месте
ошибочного написания, то есть недопустимо обводить цифру или букву
несколько раз в качестве исправления ошибки;
- запрещается для исправления
ошибок использовать корректирующую жидкость.
- Работа над ошибками проводится в рабочих тетрадях ежедневно, в тетрадях для контрольных работ – по необходимости.
- Точки в заголовках работ и названиях текстов не ставятся.
- Номер варианта записывается арабскими
цифрами.
Требования к ведению тетрадей по
математике
1.
От работы до работы
отступается четыре клетки, с пятой начинается запись.
2.
Каждый математический символ
(цифра, знак) пишется в отдельной клетке с соблюдением правил каллиграфии.
3.
Если запись начинается
на новой странице, то сверху отступается одна клетка. От края страницы или от
полей достаточно отступить 1 клетку.
4.
Дата записывается цифрами на полях (например,
"05.09"). Напротив даты посередине записывается вид работы: “Классная
работа”, “Домашняя работа”, “Работа над ошибками” и т.д.
5.
Любое задание в
рабочей тетради обозначается номером.
6.
Перед выполнением
задания из учебника в тетради в начале строки записывается его номер, при
необходимости в скобках записывается номер страницы.
7.
Между различными
номерами в работе интервал составляет две клетки, запись начинается с третей
клетки.
8.
В записях вычислений между
столбиками интервал составляет:
a.
в 1 классе - три
клетки, запись начинается с четвёртой клетки;
b.
во 2 - 4-х классах – четыре
клетки, запись начинается с пятой клетки;
c.
в случае необходимости
продолжения вычислений под первым столбиком, от столбика до столбика вниз отсчитывается
две клетки, с третьей начинается запись.
9.
При оформлении письменных вычислений («вычислений в
столбик») запрещается переносить запись числового выражения на следующую страницу.
10.
При оформлении арифметической
текстовой задачи:
a.
слово «задача» не пишется;
b.
наглядность выполняется
любым удобным для ученика способом (схема, рисунок, краткая запись, чертёж,
таблица), если это особо не оговаривается в задании;
c.
решение к задаче
оформляется по заданию или по выбору учащегося следующими способами:
·
решение по действиям с
наименованиями чисел в каждом действии, (наименование записывается в скобках);
·
решение числовым выражением с наименованием (наименование
записывается в скобках);
·
решение по действиям с
пояснениями (в последнем действии пояснение не пишется);
·
решение по вопросам.
d.
при оформлении ответа
к задаче соблюдаются следующие правила:
·
в начале строки с
заглавной буквы записывается слово «Ответ», после него ставится двоеточие;
·
в 1 классе пишется
краткий ответ (например, «Ответ: 8 машин.»)
·
во 2 – 4-х классах записывается
полный ответ по вопросу задачи;
e.
в тетрадях для
контрольных работ при решении текстовых задач наглядность выполняется по
необходимости в соответствии с заданием; если в задании отдельно не
оговаривается выполнение наглядности, то в случае ошибочного выполнения этой
части оценка за решение задачи не снижается.
11.
При сокращении слов в
наименованиях в соответствии с грамматическими нормами ставится точка, сокращение
заканчивается буквой согласного звука.
Исключения составляют общепринятые единицы измерения:
Исключения составляют общепринятые единицы измерения:
a.
массы: г, кг, ц, т;
b.
длины: мм, см, дм, м,
км;
c.
площади: а, га, м2;
d.
объёма: м3,
л;
e.
времени: с, мин, ч.
12.
При решении задач
геометрического типа все чертежи выполняются простым карандашом с
использованием чертёжных инструментов. Все обозначения подписываются простым
карандашом.
13.
При нахождении
значений числовых выражений на порядок действий:
a. числовое выражение записывается полностью;
b.
сверху над знаками
арифметических действий карандашом арабскими цифрами записывается порядок действий;
c. внизу под знаками арифметических действий в случае
выполнения устных вычислений записываются промежуточные ответы;
d.
под числовым
выражением по порядку расписываются выполняемые вычисления;
e.
после произведённых
вычислений в конце основного числового выражения пишется знак «=» и окончательное
значение числового выражения.
14.
При обозначении номера
действия при любых вычислениях после числа, обозначающего номер каждого
действия, ставится скобка.
15. При оформлении действий с именованными числами:
a.
при выполнении
арифметических действий наименование записывается рядом с каждым числом без
скобок;
b.
при выполнении операции
сравнения сначала производится перевод в наименьшую из указанных величин,
запись оформляется через одну клетку вниз от основного выражения.
Образец оформления: 5дм 4см > 40см
Образец оформления: 5дм 4см > 40см
54см > 40см
16.
При
оформлении решения уравнений:
a.
решение
записывается в столбик;
b.
необходимые
письменные вычисления записываются справа на свободных клетках;
c.
обязательно
проводится проверка и записывается ответ, в котором указывается значение
переменной, которое является корнем уравнения.
Образец оформления:
56 + Х = 80
Х = 80 – 56
Х = 24
Проверка:
Левая часть: 56 + 24 = 80
Правая часть: 80
Ответ: 24
Требования к ведению тетрадей по русскому
языку
- От работы до
работы отступается две рабочие строки, на третьей начинается запись.
- Если запись начинается на новой странице,
то она производится сразу в первой рабочей строке. (Рабочая строка
ограничена верхней и нижней рабочей линией.) Внутри самой работы никаких
строчек не пропускается.
- Дата записывается
посередине строки: числительное - цифрами, название месяца - словом
(например, "5 сентября").
- На следующей
после даты строке посередине записывается вид работы: “Классная работа”, “Домашняя работа”, “Работа над ошибками”
и т.д.
- Размер цифр
соответствует высоте строчной буквы, если числительное встречается в
середине предложения, если в начале предложения – высоте заглавной буквы.
- Каждое новое
задание записывается с красной строки.
- Если запись
начинается с заглавной буквы, то в конце ставится точка; если со строчной
- точка не ставится.
- Если запись
ведётся в столбик, то слова записываются с самого начала строки со строчной
буквы, запятая после слов не ставится.
- Запись
стихотворений начинается с самого начала строки.
- В работе не
должно быть необоснованно недописанных до конца строк. Переход со строки
на строку осуществляется с учётом правил переноса слов.
- Перед выполнением
задания из учебника в начале строки с заглавной буквы записывается слово «Упражнение»
его номер, при необходимости в скобках пишется номер страницы учебника
(например, "Упражнение №4(13). В 1 классе это требование выполняется по усмотрению учителя.
- Работа по
чистописанию организуется по
усмотрению учителя.
ТРЕБОВАНИЯ К ведению
ДНЕВНИКОВ
- В 1 классе
ведётся ежедневник, во 2 классе – дневники единого образца, в 3-4-х
классах – требования к единому образцу дневников предъявляются по
усмотрению учителя.
- Запрещается
использование дневников, обложки которых содержат асоциальные иллюстрации.
- Дневник должен
быть обёрнут в прозрачную обложку, иметь закладку.
- На обложке
дневника обязательно должны быть поля для заполнения сведений об ученике,
в которых фиксируется номер учебного заведения, класс, фамилия, имя
учащегося.
- Обязательно
заполняется первая титульная страница дневника.
- В дневнике
должны быть оформлены страницы с данными о школе, администрации, классном
руководителе и учителях.
- На последний форзац
прикрепляется "План безопасного подхода к школе”.
- Записи ведутся
синей шариковой ручкой.
- Запрещается
использование цветных карандашей и фломастеров.
- Посторонние
записи и рисунки на страницах дневника не допускаются.
- Запрещается
заполнять нерабочие дни записями типа "праздник",
"каникулы" и т.п.
- Объявления
записываются на строчках свободных от расписания уроков.
13.
Названия месяцев и названия
предметов пишутся со строчной буквы.
14. Учащиеся 2-4-х классов самостоятельно заполняют расписание в
выходной день на всю следующую неделю.
15.
В графе «домашнее
задание» фиксируются соответствующие записи. Если домашнее задание не задано,
то в графе “домашнее задание” должна быть сделана запись «не задано».
- Родители обязаны
один раз в неделю проверять дневник и ставить свою подпись в
соответствующей графе.
- Классный
руководитель обязан осуществлять проверку дневников один раз в неделю и
своевременно выставлять текущие отметки.
- Классный
руководитель имеет право выставлять отметки за ведение дневника,
стимулируя повышение учебной культуры учащихся.
- В конце каждой четверти
родители должны поставить свою подпись в сводной ведомости в конце
дневника.
- Контроль
администрации за соблюдением правил ведения дневника начинается с 4
класса.
II.
Требования к системе оценки качества знаний
ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. В 1 классе отметки за работы по всем предметам не ставится.
Не допускается использование различной символики, заменяющей отметку. Допускается
словесное оценивание правильности и качества выполнения работ, например «Верно»,
«Молодец», «Аккуратнее», «Много ошибок» и т.д.
2. Во 2-4 классах работы оцениваются отметкой, выраженной в
баллах от 2 до 5 в соответствии с методическим письмом МО РФ от 19.11.98г. и
локальными актами образовательной организации.
3.
К формам текущего контроля, прописанного в рабочей
программе по предмету, относятся:
предмет
|
класс
|
|||
1
|
2
|
3
|
4
|
|
русский
язык
|
- устный опрос;
-
буквенный, словарный диктант;
-
письменная самостоятельная работа;
-
списывание;
|
- устный опрос;
-
словарный диктант;
-
самостоятельная работа;
-
проверочная работа;
- списывание;
-
текущий (обучающий) диктант;
- тест
|
- устный опрос;
-
словарный диктант;
-
самостоятельная работа;
-
проверочная работа;
- списывание;
-
текущий (обучающий) диктант;
- тест
|
- устный опрос;
-
словарный диктант;
-
самостоятельная работа;
-
проверочная работа;
- списывание;
-
текущий (обучающий) диктант;
- обучающие работы по развитию речи;
- тест
|
математика
|
- устный опрос;
-
письменная самостоятельная работа;
-
арифметический диктант
|
- устный опрос;
-
самостоятельная работа;
-
арифметический диктант;
-
проверочная работа;
-
тест
|
- устный опрос;
-
самостоятельная работа;
-
арифметический диктант;
-
проверочная работа;
- тест
|
- устный опрос;
-
самостоятельная работа;
-
арифметический диктант;
-
проверочная работа;
- тест
|
литературное
чтение
|
- устный опрос;
- проверка техники чтения;
- заучивание наизусть;
- тестовые задания
|
- устный опрос;
- проверка техники чтения;
- заучивание наизусть;
-
тест;
-
проверочная работа;
|
- устный опрос;
- проверка техники чтения;
- заучивание наизусть;
-
тест;
-
проверочная работа;
|
- устный опрос;
- проверка техники чтения;
- заучивание наизусть;
-
тест;
-
проверочная работа;
|
окружающий
мир
|
- устный опрос;
- тестовые задания
|
-устный
опрос;
-
самостоятельная работа;
- проверочная работа; - тест |
-устный
опрос;
-
самостоятельная работа;
- проверочная работа; - тест |
-устный
опрос;
-
самостоятельная работа;
- проверочная работа; - тест |
технология
|
- тестовые задания;
- творческие работы
|
- тестовые задания;
- творческие работы
|
- тестовые задания;
- творческие работы
|
- тестовые задания;
- творческие работы
|
изо
|
- тестовые задания;
- творческие работы
|
- тестовые задания;
- творческие работы
|
- тестовые задания;
- творческие работы
|
- тестовые задания;
- творческие работы
|
ОРКСЭ
|
Предмет не
изучается.
|
-
тестовые задания;
-
творческие работы
|
4.
К формам итогового контроля, прописанного в рабочей
программе по предмету, относятся:
предмет
|
класс
|
|||
1
|
2
|
3
|
4
|
|
русский
язык
|
Итоговый контроль
не предусмотрен.
|
-
контрольный словарный диктант;
-
контрольное списывание;
-
контрольный диктант;
-
контрольная работа;
- тест
|
-
контрольный словарный диктант;
-
контрольное списывание;
-
контрольный диктант;
-
контрольная работа;
- тест
|
-
контрольный словарный диктант;
-
контрольное списывание;
-
контрольный диктант;
-
контрольная работа;
- тест;
|
математика
|
-
контрольный арифметический диктант;
-
контрольная работа;
-
тест
|
-
контрольный арифметический диктант;
-
контрольная работа;
- тест
|
-
контрольный арифметический диктант;
-
контрольная работа;
- тест
|
|
литературное
чтение
|
-
тест;
-
контрольная работа
|
-
тест;
-
контрольная работа
|
-
тест;
-
контрольная работа
|
|
окружающий
мир
|
-
тест;
-
контрольная работа
|
-
тест;
-
контрольная работа
|
-
тест;
-
контрольная работа
|
|
технология
|
-
тест;
-
контрольная работа
|
-
тест;
-
контрольная работа
|
-
тест;
-
контрольная работа
|
|
изо
|
-
тест;
-
контрольная работа
|
-
тест;
-
контрольная работа
|
-
тест;
-
контрольная работа
|
|
ОРКСЭ
|
Предмет не
изучается.
|
Итоговый контроль
не предусмотрен.
|
5. Для
проверки знания слов с непроверяемыми написаниями по русскому языку и навыков
устных вычислений по математике ежемесячно с сентября по апрель проводятся
контрольные словарные и арифметические диктанты при вариативной замене учителей
(по одному словарному и одному арифметическому диктанту в конце месяца).
6. При
проверке словарных диктантов соблюдаются следующие критерии оценивания:
«5»
|
Работа выполнена без
ошибок.
|
«4»
|
В работе допущена 1
ошибка на изученное правило.
|
«3»
|
В работе допущены 2
ошибки на изученное правило.
|
«2»
|
В работе допущено 3 и
более ошибок на изученное правило.
|
7. При
проверке арифметических диктантов соблюдаются следующие критерии оценивания:
«5»
|
Работа выполнена без
ошибок.
|
«4»
|
В работе допущены 1-2
ошибки.
|
«3»
|
В работе допущены 3-4
ошибки.
|
«2»
|
В работе допущено 5 и
более ошибок.
|
8. При
проверке знания таблиц сложения (вычитания) и умножения (деления) на этапе
сформированности навыка (не в период формирования умения и навыка) соблюдаются
следующие критерии оценивания:
«5»
|
Работа выполнена без ошибок.
|
«4»
|
В работе допущена 1 ошибка.
|
«3»
|
В работе допущены 2 ошибки.
|
«2»
|
В работе допущено 3 и более ошибок.
|
9. При
проверке техники чтения учащихся контроль ведётся за выполнением требований к
знаниям, умения и навыкам, прописанным в рабочей программе по литературному
чтению, с учётом личных достижений и индивидуальных особенностей учащихся.
Отметка за технику чтения не выставляется.
Отметка за технику чтения не выставляется.
10. При
проверке работ по русскому языку отметка снижается только в том случае, если
ошибка допущена на изученное орфографическое или пунктуационное правило.
11. Самостоятельное
исправление учащимися ошибочных написаний в работе любого типа, выполненное до
проверки учителем, ошибкой или недочётом не считается. Отметка за
самостоятельно исправленные учеником ошибки не снижается.
12. При
выставлении отметки на этапе текущего и промежуточного контроля по усмотрению
учителя может учитываться внешний вид работы. При нарушении требований к
оформлению, даже при отсутствии ошибок, отметка может быть снижена до «3».