Памятка для работы над ошибками

Перед выполнением в рабочей тетради следует записать дату и заголовок работы "Работа над ошибками".
Все ошибки выписываются в работу над ошибками и разбираются в соответствии с памяткой.

При проверке тетрадей учитель на полях "палочкой" отмечает ошибки. При наличии таких знаков следует выполнить работу над ошибками. (Если "палочка" на поля не вынесена, то разбирать ошибку не надо.)

Если рядом с "палочкой" внизу стоит галочка, значит ошибка в постановке знаков препинания.

Если рядом со знаком "палочка" написана буква "з", значит ошибка не в записи слова или предложения, а при выполнении задания к упражнению. Следует правильно выполнить данное задание.
Обязательно указывается номер или упражнение (если есть), из которого разбирается ошибка.


Работа над ошибками по русскому языку:

Прежде чем исправлять ошибку, надо разобраться, к какому правилу она относится.

Орфограммы выделяются простым карандашом.

Ошибки в работах по развитию речи исправляются по особым правилам с учётом символов, которыми отмечены ошибки.

1) Пропуск, искажение или замена буквы: выписать слово, простым карандашом подчеркнуть исправленную букву и проверить его написание "слияниями".
2) Перенос: выписать слово, правильно разделив его для переноса.
3) Заглавная буква в начале предложения или точка в конце: списать предложение полностью, Отметить «уголком» заглавную букву в начале и обвести знак препинания в конце.
4) Заглавная буква в именах собственных: выписать слово, подчеркнуть простым карандашом заглавную букву.
5) Буквосочетания (жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн-чт, щн, нч): выписать слово, подчеркнуть простым  карандашом буквосочетание.
6) Непроверяемые написания (слова из орфографического словаря): выписать слово, подчеркнуть простым карандашом букву, которую надо запомнить, в скобках написать "словарь", тем самым указав, что это слово из орфографического словаря и его написание надо запомнить.

Мягкий и твёрдый знаки

1) Ь - показатель мягкости: выписать слово, подчеркнуть простым карандашом Ь и согласный перед ним, мягкость которого он обозначает. Прочитать слово «слияниями», чтобы доказать, что мягкий знак обозначает один звук с буквой предшествующего согласного.

2) Разделительный Ь: выписать слово, подчеркнуть простым карандашом Ь,  букву согласного звука перед ним и букву после него (йотированные гласные и буква "и"). Прочитать слово «слияниями», чтобы доказать, что мягкий знак разделяет мягкий согласный звук от последующего звука [й'] в слиянии с гласным.

3) Разделительный Ъ: выписать слово, выделить приставку, подчеркнуть простым карандашом одной чертой Ъ, двумя чертами согласную на конце приставки и гласную Е,Ё,Ю,Я в начале корня.


Слитное раздельное написание
1) Предлог/приставка: выписать слово (или слово с предлогом), выделить предлог или приставку;
-  чтобы доказать раздельное написание надо вставить между предлогом и словом любое прилагательное (например, "большой");
- при слитном написании выделяем приставку;
- если слово является глаголом, это надо указать, потому что у глаголов нет предлогов, только приставки, это и послужит доказательством.

Корневые орфограммы

1) Буквы безударных проверяемых гласных в корне слова: выписать слово, выделить корень, поставить ударение, подчеркнуть простым карандашом букву безударного гласного в корне (отметить слабую позицию); через тире записать проверочное слово, в котором надо выделить корень и поставить ударение (отметить сильную позицию двумя чертами), подтверждая тем самым, что безударная гласная стала ударной.

2)Буквы парных согласных в корне: выписать слово, выделить корень, подчеркнуть одной чертой простым карандашом букву парного согласного звука в слабой позиции; через тире записать проверочное слово, в котором подчеркнуть двумя чертами букву парного согласного и букву гласного (или непарного звонкого согласного) после неё, подтверждая тем самым, что согласный звук оказался в сильной позиции.

3) Соединительный гласный в сложных словах: выписать слово, подчеркнуть соединительный гласный, выделить корни в слове.

4) Непроизносимые согласные в корне: выписать слово, через тире записать проверочное слово, в котором подчеркнуть букву проверяемого согласного в сильной позиции (в слиянии или перед сонорным согласным), либо отметить слияние, в котором этой буквы нет.

Если непроверяемый непроизносимый согласный, доказываем по орфографическому словарю.

5) Удвоенный согласный:
       а) в корне: выписать слово, подчеркнуть удвоенные согласные, в скобках написать "словарь", тем самым указав, что это слово из орфографического словаря и его написание надо запомнить;

       б) на стыке частей слова: выписать слово, подчеркнуть удвоенные согласные, выделить части слова, на стыке которых образовалась орфограмма (приставку и корень или корень и суффикс)

 

Орфограммы в приставках
1) Ошибка в написании единообразных приставок (приставок, которые имеют единственный вариант написания): выписать слово, подчеркнуть простым карандашом букву, в которой допущена ошибка; выделить приставку, что послужит доказательством правильного написания.

Орфограммы в суффиксах

1)   Ошибка в написании единообразных суффиксов (суффиксов, которые имеют единственный вариант написания): выписать слово, подчеркнуть простым карандашом букву, в которой допущена ошибка; выделить суффикс, что послужит доказательством правильного написания.

2) Суффиксы -ИК-/-ЕК-: выписать слово, выделить суффикс, подчеркнуть простым карандашом орфограмму; через тире записать проверочное слово, в котором подчеркнуть "выпадение" или "невыпадение" гласной, подтверждая тем самым правильность написания.

3) Суффиксы -ИВ-/-ЕВ-: выписать слово, выделить суффикс, подчеркнуть простым карандашом орфограмму; поставить ударение, доказав ,что в именах прилагательных под ударением пишется суффикс –ИВ-, без ударения – суффикс –ЕВ-.

4)  Написание суффикса –ОК-  после шипящих на конце корня: выписать слово, поставить ударение, выделить суффикс, подчеркнуть простым карандашом одной чертой букву О в суффиксе и двумя чертами шипящий согласный на конце корня как доказательство орфограммы.

 

Развитие речи

1) V - пропуск важного слова или фразы: записать предложение, вставив пропущенное слово или фразу.

2) Ф - фактическая ошибка: записать предложение, правильно указав факты из текста (или из жизни).

3) Z - не выделен абзац: записать первое предложение части с красной строки.

4) Г - неправильно определены границы предложений: записать правильно предложения, используя  заглавную букву в начале и нужный знак препинания в конце.

5) Н - неудачное слово или фраза: записать предложение, заменив ошибку другим словом или другой фразой.

6) П - повтор: записать предложения, заменив повторяющееся слово или удалить его из предложений, если это возможно.

7) 1, 2, 3 - неудачный порядок слов: записать предложение, изменив порядок слов.

8) Л - нет логической связи между словами в предложении, предложениями или частями текста: записать предложения, изменив их так, чтобы логика текста была восстановлена.

9) <  - неполно раскрыта тема, событие: дописать текст, дополнив его недостающими  фактами
10) [   ]   - лишнее: записать предложение или соседние предложения, удалив лишнюю информацию.



Работа над ошибками по математике:


1) Если вычислительная ошибка допущена в решении числового выражения(примера), следует выписать выражение, решив его правильно.
    Если числовое выражение содержит несколько арифметических действий для устных вычислений, надо подписать промежуточные ответы  ("помощники") во всех действиях.
    Если числовое выражение содержит несколько арифметических действий для письменных вычислений, надо вычислить его значение по действиям и в заключении записать ответ в основное числовое выражение.

2) Если ошибка допущена в решении задачи, следует полностью перерешать задачу, выполнив наглядность, записав решение и ответ.
    Если ошибка в наглядности к задаче, достаточно правильно выполнить наглядность.
    Если ошибка в оформлении ответа, достаточно правильно записать ответ.
    Если ошибка в наименовании к действию, достаточно выписать действие из решения задачи и записать к нему правильное наименование.

3) Если неверно выполнено построение (например, начерчен отрезок, не соответствующий заданной длине), следует выполнить построение без ошибок.

4) Если неверно решено уравнение, следует решить его правильно.



5) Если допущена ошибка при сравнении величин, необходимо выполнить сравнение верно, снизу подписав доказательства постановки знака, то есть необходимо выполнить перевод в одинаковую единицу измерения в левой и правой части.


6) Если допущена ошибка при переводе числового значения из одной единицы измерения в другую, необходимо записать верный способ выполнения задания.

1 комментарий: